Персоналии

Всеволод Ревич

Всеволод Ревич, первый лауреат «АБС-премии» в номинации «Критика и публицистика»






 
Русский советский критик (литературы и кино), прозаик, журналист, редактор.
 
 

Родился в Горьком 28 февраля 1929 года. С трёх лет жил в Москве.

 

Окончил филологический факультет МГУ, работал учителем в школе, в редакции «Литературной газеты», журналах «Литературное обозрение», «Советский экран»; занимал посты главного редактора Всесоюзного бюро пропаганды советского киноискусства и главного редактора московского Киноцентра. Печататься начал в 1960-х гг.

 

Первая НФ публикация — «Tete-a-tete» (1964). Собственное НФ творчество Ревича ограничивается тремя рассказами: кроме дебютного, это еще «Сенсация» (1965) и «Штурмовая неделя» (1965).

 

Значительно большую известность принесли работы Ревича-критика, отличающиеся бескомпромиссностью и заостренной полемичностью. В непростое для советской НФ последнее «предперестроечное» десятилетие он активно поддерживал творчество А. и Б.Стругацких и других талантливых авторов, всемерно подчеркивая общелитературный контекст фантастики (в противовес узкожанровой трактовке «НФ»), и был одним из немногих публицистов, кто выступал в печати против негативных тенденций, связанных в тот период с издательством «Молодая гвардия».

В 1990-е гг. Ревич выступил со статьями, ревизующими (в духе «постперестроечной» публицистики) творчество ранее бесспорных отечественных классиков жанра — А.Беляева , А.Н.Толстого , И.Ефремова; цикл статей Ревича по истории советской НФ опубликован в 1996 г. в журнале «Если». Значительный интерес представляют статьи и очерки по истории русской дореволюционной НФ, объединенные в книгу «Не быль, но и не выдумка. Фантастика в русской дореволюционной литературе» (1980) — первое обстоятельное исследование истоков отечественной НФ.

Умер в 18 февраля 1997 года в Москве.

Книга «Перекрёсток утопий» (1998), посвященная истории российской и советской фантастики XX века, издана после смерти писателя при поддержке Кира Булычева.

 

 

Лауреат «АБС-премии» 1999 года в номинации «Критика и публицистика» (посмертно) — именно за последнюю книгу.